Отклонен законопроект о СРО технической экспертизы транспортных средств
Вопрос совершенствования системы независимой техэкспертизы транспортных
средств сегодня стоит достаточно остро. В качестве одного из вариантов решения
данной задачи депутатом ГД РФ А.Руденко было предложено ввести обязательное
вступление в СРО для экспертов – техников. Соответствующий законопроект был
разработан и направлен в Госдуму, однако, сразу был отклонен. Подразумевалось,
что вступление в саморегулируемую организацию по своему профилю деятельности
позволит усилить контроль за работой экспертов – техников.
Согласно мнению члена комитета по вопросам собственности
В.Родина - активного противника принятия вышеупомянутого закона, принять
законопроект в представленном А.Руденко виде невозможно, поскольку он
дискредитирует саму имею саморегулирования в области техэкспертизы транспортных
средств. Предложенные изменения требуют перестройки всей системы техэкспретизы,
что в свою очередь может привести к крайне негативным последствиям.
В соответствии с российским законодательством все
собственники транспортных средств обязаны застраховать свою гражданскую
ответственность и получить полис ОСАГО. Если произошло ДТП, в обязательном
порядке потребуется провести независимую техэкспертизу для выяснения причин
происшествия и оценки ущерба. Учитывая тот факт, что каждый 4-й россиянин является
владельцем транспортного средства, законопроект затрагивает интересы ¼ части
населения РФ. Проект закона о СРО экспертов-техников лишь определяет требования
к квалификации специалиста, тогда как вопрос контроля качества и
ответственности экспертов даже после введения системы саморегулирования останется
открытым.
Увы, но даже строительная отрасль не может похвастаться высоким
качеством исполнения работ строителями – членами профильных саморегулируемых
организаций. Во-первых, до сих пор остается достаточно высоким процент коммерциализации
СРО строителей, благодаря чему строительные компании могут купить допуск за 1
день без особых проблем. Во-вторых, ужесточение требований к деятельности самих
СРО и порядка раскрытия ими информации не дает видимых результатов по исключения
с рынка «коммерческих» некоммерческих партнерств и повышению качества
строительства. Более того, в 2014 запланирована
проверка порядка 64 СРО строителей Ростехнадзором, Минюстом РФ, Государственной
инспекцией труда, МЧС России, Федеральной службой по надзору в сфере
транспорта. В частности Ростехнадзор планирует провести проверку 47
саморегулируемых организаций. Но будут ли полезными с точки зрения повышения
качества строительства эти проверки сказать пока сложно.
В связи с чем, можно с уверенностью сказать, что проблемы в
отрасли автотехнической экспертизы, безусловно, необходимо решать и возможно
стоит подумать о вводе института саморегулирования в данную отрасль. Однако любые
шаги по совершенствованию системы технической экспертизы транспортных средств
должны выполняться с учетом опыта в других отраслях, например, работы системы
саморегулирования в строительстве. А разрабатываемые законы должны
удовлетворять требованиям всех участников рынка и для этого нужно не
экспериментировать, для этого необходимо кардинально изменить положение дел в
этой отрасли.