Недостойный уровень профобразования тормозит внедрение инноваций в строительство
Переход строительной отрасли на Еврокоды – вопрос, который волнует профессиональное сообщество. Согласно предварительной экспертной оценке, стоимость переподготовки одного специалиста может составить более 200 тысяч рублей. Сократить расходы на обучение специалистов возможно за счет привлечения профильных СРО, которые могут стать центрами по обучению кадров. Обучение может проходить на конференциях и семинарах, куда в качестве педагогов будут приглашаться эксперты в области использования Еврокодов в строительстве и проектирования. По окончании подобных курсов специалисты смогут получить от СРО проектировщиков или строителей соответствующий сертификат, а при кооперации саморегулируемых организаций с университетами станет возможным выдавать удостоверения о повышении квалификации.
Для реализации предложенного экспертами плана переподготовки специалистов необходимо привлечь к работе руководителей СРО в сфере строительства и проектирования и получить одобрение профессиональных участников рынка – членов этих саморегулируемых организаций. Государство, в свою очередь, могло бы оказать финансовую поддержку процессу переподготовки специалистов за счет бюджетных средств. Воспользуются ли СРО в строительстве предоставленным им шансом продемонстрировать строительному сообществу все достоинства саморегулирования, и в частности решение задачи обучения и повышения уровня профессиональной грамотности специалистов.
Вообще, эксперты признают, что Россия в настоящее время не обладает стройной системой профессионального образования. Одна из главных проблем невысокого качества образования в нашей стране является отсутствие профстандартов, т.е. четких требований к специалистам определенных профессий. Об этом уже было неоднократно сказано многими представителями профессионального сообщества на прошедших за прошлый год форумах, конференциях и съездах. НОСТРОй постепенно восполняется пробел в стандартизации профессионального образования, однако, на данный момент федеральных госстандартов пока нет. А ведь именно в них должны быть отражены требования к процессу обучения специалистов: сколько и чему учиться для получения необходимых знаний, навыков и умений для развития и роста в своей профессиональной области. И до тех пор, пока проблема разработки федеральных государственных стандартов не будет решена, ждать серьезного скачка в развитии строительной отрасли и начала активного внедрения инноваций в строительство не следует.